4250 (4250) wrote,
4250
4250

Categories:

О наших деревенских

По наивности я постоянно изумляюсь, насколько неверным является наше стереотипное представление о совсем, казалось бы, недалёком прошлом. Прошло всего сто лет – а у потомков в головах не память, а жёваная газета, хотя если хотеть знать – есть ещё с кем поговорить из почти очевидцев. Я, помнится, всё к бабкам приставала: «Ну, расскажи, что было, когда ты была маленькая?» Она отвечала присказкой: «Когда я была маленька, мать моя была не старенька.»

Это относится к воспоминаниям о русском дореволюционном деревенском быте. Сначала я, не преодолев недоумений, решила, что это просто у нас деревня такая странная была, но поскольку я люблю со всякими стариками и в разных местах беседовать о их молодости, то обнаружила, что по крайней мере в Воронежской и Тверской областях уклад был таким же.

Рискуя заслужить шквал издёвок заявлю: до войны в русских деревнях очень мало пили спиртного. Вот просто так, за обедом или ужином – не пили. Бабуля на меня возмущалась: «Да а как пить-то? Ну, во-первых – неприлично, а уж для женщины особенно, это же распущенность, а женщина всегда должна разум хранить и себя соблюдать. И потом, еслив пить, то когда ж работать? А крестьянская жизнь такая: ничего упускать из виду нельзя, весь день есть работа, а иначе – семья погибнет с голоду, да опаршивевши.»

Пили на праздники, но мало, на какие. С праздниками было немного специфично: оно понятно, что церковные праздники все замечались, но вот в каждой деревеньке был свой, отдельно, особенно торжествуемый праздник, когда назначались пьянки и коллективные драки. Например, у нас в Коскове это Воскресенско (так говорится), а у деда в Берегу – Ильиншина. Воскресенско – это первое воскресенье после 12 июля, в церковном календаре я его не нахожу. Теперь в нашей деревне коренных почти и нету, одни чёртовы дачники, так если пройти по деревне в Воскресенско с праздничным видом и поздравлениями всем подряд, то местные сразу радуются и спрашивают: «Так мы родственники?» - а потому что в деревнях у нас жили, как правило, только родственники, домов по 10-15, у всех общая фамилия, только фамильные клички разные, но в паспорте фамилии понаписаны бог знает, откудова. (Вот мы все в Коскове Фёдоровы, брат мой и сейчас по паспорту Фёдоров, а баба Дуня по паспорту – Максимова, но дети её – Фёдоровы. Однако почту несли и звали нас Назаровы, с ударением на букву О. А баба Маня Фёдорова, двоюродная сестра моей бабушки за бойкий нрав звалась Суворовой, и дети её тоже. Причём дачники, которые купили её дом, тоже теперь зовутся Суворовы. У одной моей воронежской подруги красивая иностранная фамилия – а это её бабушка выбрала себе такую ещё в детстве, потом потребовала её под такой фамилией и записать в паспорт.)

Застолья были не приняты, потому что завтра в пять утра вставать на работу, еды лишней не было, жизнь вся на свежем воздухе и при тяжелом физическом труде, поэтому стандартно выпивалась стопка (ну, 90 граммовая, правда) – и народ мгновенно хмелел сразу всем незашлакованным организмом, и принимался петь-плясать. Закуска была не в чести. (Бабки нам всё говорили, что мы слишком много едим и закусываем – при такой жратве не захмелеть и не развеселиться, а только тупо сидеть, говорить о политике или спорте и ругаться. Так и правда.) Если выпивалась вторая стопка – шла ритуальная драка. Ну, а три стопки – это страшная пьянка и все потом валяются под столом и на земле.


Драки случались страшные, настоящие войны, те свидетели последних драк, которым сегодня к семидесяти – до сих пор вздрагивают от ужаса при воспоминаниях. Баба Дуня всегда очень боялась за сына (он был болезненным человеком) и зятьев (они были красавцы) в такие дни. Дрались стенка на стенку, с парнями из других деревень. Кровищи было – страшное дело. Зато на долгий срок выявлялись авторитеты. Деревенские строго соблюдали границы своих коллективных владений. Особенно тяжело и опасно было в тех деревнях, которые располагались слишком близко друг к другу, соседствуя полями. Например, деду ходить на свидания с бабулей приходилось через ближнее Заполье, а там парни жили лютые, поэтому деду приходилось ходить всегда при ноже за голенищем. Вслух никто не говорил об этом, а говорили так: «Надо иметь при себе понятно, что.»


Не знаю, как где, а у нас в питерской области было хорошим тоном проявлять бурный темперамент, искромётную веселость и артистический талант. Пелось и плясалось от души, застенчивости не наблюдалось. Танцы разнообразные: краковяк, цыганочка, тустеп (больше не помню). Баба Дуня любила за темперамент Бубу Кикабидзе, а баба Лёля на сегодняшний день уважает Гарика Сукачева, говоря: «Мужчина замечательного темперамента, и с повадкой.» Например, на той неделе, смотря концерт в «Артеке» бабуля очень хвалила юных хохлушек за то, что они пели и плясали, поскидав туфли, хохоча и задирая ноги до ушей, она говорила: «Вот и молодцы, вот так и надо, а то молодость дана не надолго, и уж надо ей радоваться, как только сможешь. А то что вот в углу сидеть, чего ждать – старости, что ли? Потом жалко будет.»

И меня поражало, что почти все играли на разных музыкальных инструментах, самоучками, естественно. Мандолина, гитара, гармонь, баян, буржуйский аккордеон, а вот что меня особенно изумляло, так у них откуда-то был рояль до войны, и какой-то старый мужик прекрасно играл и даже знал ноты, а кто из молодёжи поспособнее, те перенимали без нот, на слух. Моя бабушка 1917 г.р. могла играть почти всё на слух и двумя руками, но нот совершенно не знала, да и грамоте мало была учена – только 3 класса церковно-приходской. Дед мой был виртуозным мандолинистом, многие вспоминали.

И у бабы Дуни, и у бабы Лёли были исключительные голоса. Нет, у всех в нашей семье, но у них особенно – колоратурное сопрано, стёкла в избах и стаканы лопались, поэтому в домах им петь не разрешали. С возрастом голоса-то не те, но, по крайней мере, в 60 лет бабуля ещё пела, так если рядом стоишь – в ушах от её пения звенело. По непререкаемой семейной легенде отдыхавший в местном санатории Утёсов слышал игру и пение бабули и долго просил бабу Дуню отпустить дочку в Ленинград учиться на певицу, но та была непреклонно строга и не пустила. Я, когда смотрю «Весёлые ребята» и вижу, как Елена сидит за роялем и поёт гаммы, думаю, что это с бабули срисовано, потому что вот именно такой тип лица, длинные зубы, такой тип макияжа, причёски и некоторая манерность. (Вообще, все известные мне поколения нашей семьи (пять) обладали врождённой какой-то манерой принимать гламурные позы при любых обстоятельствах, даже на прополке.)

Макияж – был! И весьма акцентированный. Глаза, брови подводились густо черным, губы ярко – сердечком. Ну, родинки рисовались, были пудра в картонках и одеколон. Волосы раньше у людей были гуще, чтобы сделать завивку, надо было полголовы выстригать. Ну, зубы тоже были лучше, ноги и попы существенно крепче и стройнее. Это понятно – если человек в день проходит минимум десяток километров – ноги и попы будут крепкими. Бабуля с печалью смотрит на нынешних парней из группы в Контакте «Ножки, от которых я торчу». «И как так жить можно? Ножки жалкинькие, волосики жиденькие, глазки подслеповатые, спинки сутулые, зубки мелкие и гнилые. Ну, какой им жениться?»

Фигура девками соблюдалась строго, перед гуляньем не ужинали, быть толстым было невозможно позорно. Я, кстати, самая полная во всей нашей семье, бабуля говорит: «Ну, что поделаешь, ты всегда, с самого детства полной была. Вон, Вера у нас тоже была всегда полная, это после 70 она подсохла.» А в нашей семье девки гордились белыми сахарными телами, бюстом 5 размера и талией в обхват мужских ладоней. И чего я не в них? Бабуля утешает: «Зато у тебя мордочка маленькая, с такой всегда будешь молодой казаться.» Ножки были маленькие, без натоптышей. Бабуля всё удивляется, откуда у нонешней молодёжи такие ласты отрастают и мозоли откуда, у моей Дуни аж 39 размер, а в деревне 34-35 размер женской ножки был рядовым. (Так понятно, босиком бегать – откуда мозоли?)

За аккуратностью и доступным шиком одежды тоже следилось, приговаривалось: «А вот так – для блезиру». С брезгливостью говорили о невестке, взятой из псковской области: «Псковские, они ж скобари, ходят охлюпкой (без нижнего белья), в калошах на босу ногу, неопрятные, ногтей не чистят, в доме хлев заводят». Почему псковские не считались русскими - понять не могу. Но говорили, что они там из разных диких племён, но не чисто русские, и даже некоторые псковские на своём диком языке говорят.

В доме до маниакальной степени соблюдалась чистота и порядок, всё по местам до миллиметра, параллельно и перпендикулярно, каждой тряпочке своё место – не дай Бог, сдвинешь-перепутаешь! Всё, секир башка. Бабуля моя, помню, со свету меня сносила, если я бельевые прищепки на кольцо собирала не по порядку. Должно было так: деревянные, потом серые пластиковые, потом розовые, потом голубые, а потом лёгкие, алюминивые. А глажка? По острию ножа, с двух сторон. А утюги раньше были огромные, тяжёлые, чугунные, накалялись на плите. Спаси Христос, если на постели или детском белье налёт серого! Нет, только кипенно белое. А как оно без «Тайда»-то? Остаётся только догадываться о затрачиваемых «на блезир» трудах. Поэтому я дико, до белых глаз оскорбляюсь, когда говорят «грязные русские мужики». Вот чесслово, в деревне только местная интеллигенция была грязной, «кляповой», их деревенские уважали за знания, но жалели за бытовую беспомощность. И я, злобная фурия, жёстко отфрендила одну наглую местечковую старушку за то, что она заметила об одном знакомом русском парне: «Общаясь с нами, интеллигенцией, он стал даже франтом и стал одеваться аккуратно, с подчёркнутым шиком, а также стал проявлять интерес к наукам, языкам, музыке и многому от нас научился.» Это кому от кого ещё чему научиться!

Вот, к сожалению, трепать языком и бездельничать русский мужик действительно хорошо научился у местечковой интеллигенции.

А вот интересно, кто «культурней и белее» на интеллигенский взгляд: Пушкин или Чехов?
Уважаю Михалкова, который говорит, чтоб его интеллигентом не обзывали, потому что он – дворянин.
Tags: о наших деревенских, про семью
Subscribe

  • Спасатели

    У нас в Питере разыгрались морозы на той неделе. Всего минус 24, но влажность - как в пещере. Брррр... Возвращались мы с Максом поздно с работы, в…

  • Новости прививочной кампании

    Наша бабушка привилась, наконец. Одновременно она лечила зубы. Поэтому не заметила ухудшения состояния на фоне общей суматохи и наркозов. У…

  • С ума сойти. Мы с Максом пели, аж охрипли.

    Музыкальный марафон продолжается! Братья поделились прекрасным. Улучшает настроение, нормализует давление, в кратчайшие сроки восстанавливает после…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

  • Спасатели

    У нас в Питере разыгрались морозы на той неделе. Всего минус 24, но влажность - как в пещере. Брррр... Возвращались мы с Максом поздно с работы, в…

  • Новости прививочной кампании

    Наша бабушка привилась, наконец. Одновременно она лечила зубы. Поэтому не заметила ухудшения состояния на фоне общей суматохи и наркозов. У…

  • С ума сойти. Мы с Максом пели, аж охрипли.

    Музыкальный марафон продолжается! Братья поделились прекрасным. Улучшает настроение, нормализует давление, в кратчайшие сроки восстанавливает после…