4250 (4250) wrote,
4250
4250

Categories:

Про бабушкин Китеж-град

Самый романтичный рассказ от моей бабушки – местное переложение сказания о невидимом граде Китеже.

Согласно ему между деревнями Костково и Вычелобок когда-то в незапамятные годы стоял прекрасный храм. В один таинственный день храм вдруг, на глазах у изумлённых крестьян, погрузился в землю, как в воду – со всем церковным причтом и колокольным звоном. Лишившиеся храма люди собрали по миру деньги, наняли лучшего архитектора и построили новый храм, краше прежнего, но опасаясь, что он опять уйдёт под землю – построили его на высокой каменной горе, единственной в округе, хотя это было и далеко от жилья. Так был новый храм красив, что из Петербурга баре любоваться приезжали. А когда в ветреную погоду в новом храме звонили в колокола – им вторили колокола утонувшей церкви. Такое было чудо.
Что интересно – до сих пор на указываемом бабками месте утопления храма (посреди совхозного поля) зияет круглая мокрая канава.
Во время войны на колокольне храма была огневая точка – уж больно замечательно с неё простреливалась округа. Поэтому, отходя, фашисты взорвали церковь основательно.
Бабки убеждены, что именно благодаря церкви на горе и чудесной утонувшей её сестре так безболезненно прожили мы оккупацию, и эсэсэвцев у нас не было, и никого не убили-не сожгли заживо (как в дальних деревнях), и с войны живыми почти все вернулись, и репрессий никаких для бывших под оккупацией деревенских не было. После войны стало ещё лучше, чем до.
Но вот только не стали восстанавливать церковь, так и стояла она разрушенной и пустой. Поэтому с годами и деревни окружные захирели, и подземный звон слышаться перестал. После перестройки, вроде, хотели церковь восстановить, и совхоз был в силе – но, якобы, церковное начальство отказалось брать под свою заботу нашу церковь, потому что слишком дорого. Надежда испарилась, совхоз зачах.

Я с детства мечтала, что стану большой начальницей и открою музей атеизма в нашей бывшей церкви, буду в колокола звонить, вдруг из-под земли ей навстречу утонувшая выйдет?
Выросла – надеялась стать миллионершей, и восстановить церковь ради бабушек.
Миллионером я не стала, бабушка в живых только одна осталась. Остальные все на кладбище – вокруг разрушенной церкви. Кладбище огромное, пять только знаемых мной поколений предков там лежит, все их я с наслаждением обихаживаю. Но кладбище это и церковь Покрова при ней существовали тут с 1500 года! Представьте – пятьсот лет на это месте был храм! А уже больше пятидесяти - его больше нет. Это серьёзная трагедия для места.

Ужасно болит сердце, когда я вижу развалины прекрасной сказки на горе. Прислушиваюсь – нет колокольного звона. Знаете, какое главное ощущение теперь в нашей деревне?
Сиротство.

И только могилы, и даже для меня место есть. Но нет никакой надежды. А ведь раньше самая что ни на есть чистая и красивая русская порода в этих деревнях жила, весьма высокомерно по отношению к «диким» псковитянам относилась.

Но нет, подвираю, есть надежда: если нашу церковь снова восстановят, как чудо в деревенской глуши – то и наши деревни оживут. И будут отмечать Воскресенское – в Костково, Ильинщину - в Берегу. Есть предпосылки – Вычелобские и Раковенские поверили в материнский капитал и дружно рожают детей. По крайней мере машины снуют по шоссе туда-обратно, много.
Отстроили б церковь – всё было бы по-другому. И я бы купила или отстроила дом в Костково. Там всё ещё живут и моя сестра, и троюродные братья, в соседнем Раковно – дядька. Опять было бы, что вся деревня – из родственников.

Я понимаю, это сентиментально-романтическая чепуха.

Но это история. И это символ. И это очень красиво. И это взаправду был истинный материнский покров над нашими деревнями.

Вот выловлено в сети, красиво и по-умному описано: «Церковь восходит к храмам XVII столетия, но трудно найти конкретный исходный прототип, настолько в ней все творчески переосмыслено, настолько органично сплавлены исторические приемы, что ее можно назвать одним из лучших примеров "русского" ренессанса. Церковь построена в виде креста. К центральному четверику примыкают с запада колокольня, с востока апсида, с севера и юга притворы. В углы креста встроены небольшие помещения для ризницы, церковного архива и входа на колокольню. Все эти объемы разновысоки, благодаря чему создаётся весьма сложный и живописный силуэт. Самой высокой точкой была колокольня, перекрытая граненым шатром с луковичной главкой. Чуть ниже вырисовывался четкий объем четверика со световым барабаном и куполом, пятигранная апсида значительно понижена по отношению к четверику и завершалась самой большой главой на тонкой шейке. Ей аккомпанировали четыре малые главки, над пристройками в углах креста, тоже луковичные, чешуйчатые. Каждый из этих объемов завершался ярусом закомар, возвышавшихся друг над другом. Эту многоступенчатость подчеркивали широкие, многослойные карнизы с сухариками, поребриками, ширинками. Килевидная форма закомар перекликалась с завершением богатых наличников окон. Богатый декор не заслонял архитектоники здания благодаря крупному масштабу форм и строгому отбору элементов. Все было продумано, выверено. Пластичность объема подчеркивало и цветовое решение. Белый цвет декоративных деталей на фоне цветовых плоскостей стен, золото куполов, шатра и полей ширинок и закомар - все это придавало храму жизнеутверждающий, праздничный характер. Образ Богородицы, расположенный на центральной грани апсиды, четко читался издалека на золотом фоне. Внутри храм был очень светлым. Окна первого яруса были бoльшими, а подкупольное пространство освещалось восемью окнами барабана. Стены были расписаны образами святых, посвящены жизни Богородицы. В этом отдаленном от столицы уголке, среди деревень и лесов, храм производил не меньшее впечатление, чем Спас-на-крови в Петербурге. Храм ныне находится в состоянии руин. По своим достоинствам он заслуживает быть восстановленным и поставленным под охрану»

Теперь ссылки о нашей церкви Покрова Божией матери.

http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spblvychelobok.html - тут штатное расписание.

http://www.regionavt.ru/cards/listalt.php?dc=12 – база данных «Регионавтики»
http://www.proza.ru/2009/12/19/1031 - исследование о храмах Лужского района, про наш храм в п.39
http://www.countrysite.spb.ru/ISS/Luga1.htm#15 – тут тоже история церкви п.15

http://sobory.ru/photo/index.html?photo=11956
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%20%D0%92%D1%8B%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0&stype=image – современные фотографии наших руин




А это - послевоенный бабы Дунин дом. Родовой замок!

Tags: о наших деревенских, про семью, религия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments