4250 (4250) wrote,
4250
4250

Categories:

Про бабушкин Китеж-град

Самый романтичный рассказ от моей бабушки – местное переложение сказания о невидимом граде Китеже.

Согласно ему между деревнями Костково и Вычелобок когда-то в незапамятные годы стоял прекрасный храм. В один таинственный день храм вдруг, на глазах у изумлённых крестьян, погрузился в землю, как в воду – со всем церковным причтом и колокольным звоном. Лишившиеся храма люди собрали по миру деньги, наняли лучшего архитектора и построили новый храм, краше прежнего, но опасаясь, что он опять уйдёт под землю – построили его на высокой каменной горе, единственной в округе, хотя это было и далеко от жилья. Так был новый храм красив, что из Петербурга баре любоваться приезжали. А когда в ветреную погоду в новом храме звонили в колокола – им вторили колокола утонувшей церкви. Такое было чудо.
Что интересно – до сих пор на указываемом бабками месте утопления храма (посреди совхозного поля) зияет круглая мокрая канава.
Во время войны на колокольне храма была огневая точка – уж больно замечательно с неё простреливалась округа. Поэтому, отходя, фашисты взорвали церковь основательно.
Бабки убеждены, что именно благодаря церкви на горе и чудесной утонувшей её сестре так безболезненно прожили мы оккупацию, и эсэсэвцев у нас не было, и никого не убили-не сожгли заживо (как в дальних деревнях), и с войны живыми почти все вернулись, и репрессий никаких для бывших под оккупацией деревенских не было. После войны стало ещё лучше, чем до.
Но вот только не стали восстанавливать церковь, так и стояла она разрушенной и пустой. Поэтому с годами и деревни окружные захирели, и подземный звон слышаться перестал. После перестройки, вроде, хотели церковь восстановить, и совхоз был в силе – но, якобы, церковное начальство отказалось брать под свою заботу нашу церковь, потому что слишком дорого. Надежда испарилась, совхоз зачах.

Я с детства мечтала, что стану большой начальницей и открою музей атеизма в нашей бывшей церкви, буду в колокола звонить, вдруг из-под земли ей навстречу утонувшая выйдет?
Выросла – надеялась стать миллионершей, и восстановить церковь ради бабушек.
Миллионером я не стала, бабушка в живых только одна осталась. Остальные все на кладбище – вокруг разрушенной церкви. Кладбище огромное, пять только знаемых мной поколений предков там лежит, все их я с наслаждением обихаживаю. Но кладбище это и церковь Покрова при ней существовали тут с 1500 года! Представьте – пятьсот лет на это месте был храм! А уже больше пятидесяти - его больше нет. Это серьёзная трагедия для места.

Ужасно болит сердце, когда я вижу развалины прекрасной сказки на горе. Прислушиваюсь – нет колокольного звона. Знаете, какое главное ощущение теперь в нашей деревне?
Сиротство.

И только могилы, и даже для меня место есть. Но нет никакой надежды. А ведь раньше самая что ни на есть чистая и красивая русская порода в этих деревнях жила, весьма высокомерно по отношению к «диким» псковитянам относилась.

Но нет, подвираю, есть надежда: если нашу церковь снова восстановят, как чудо в деревенской глуши – то и наши деревни оживут. И будут отмечать Воскресенское – в Костково, Ильинщину - в Берегу. Есть предпосылки – Вычелобские и Раковенские поверили в материнский капитал и дружно рожают детей. По крайней мере машины снуют по шоссе туда-обратно, много.
Отстроили б церковь – всё было бы по-другому. И я бы купила или отстроила дом в Костково. Там всё ещё живут и моя сестра, и троюродные братья, в соседнем Раковно – дядька. Опять было бы, что вся деревня – из родственников.

Я понимаю, это сентиментально-романтическая чепуха.

Но это история. И это символ. И это очень красиво. И это взаправду был истинный материнский покров над нашими деревнями.

Вот выловлено в сети, красиво и по-умному описано: «Церковь восходит к храмам XVII столетия, но трудно найти конкретный исходный прототип, настолько в ней все творчески переосмыслено, настолько органично сплавлены исторические приемы, что ее можно назвать одним из лучших примеров "русского" ренессанса. Церковь построена в виде креста. К центральному четверику примыкают с запада колокольня, с востока апсида, с севера и юга притворы. В углы креста встроены небольшие помещения для ризницы, церковного архива и входа на колокольню. Все эти объемы разновысоки, благодаря чему создаётся весьма сложный и живописный силуэт. Самой высокой точкой была колокольня, перекрытая граненым шатром с луковичной главкой. Чуть ниже вырисовывался четкий объем четверика со световым барабаном и куполом, пятигранная апсида значительно понижена по отношению к четверику и завершалась самой большой главой на тонкой шейке. Ей аккомпанировали четыре малые главки, над пристройками в углах креста, тоже луковичные, чешуйчатые. Каждый из этих объемов завершался ярусом закомар, возвышавшихся друг над другом. Эту многоступенчатость подчеркивали широкие, многослойные карнизы с сухариками, поребриками, ширинками. Килевидная форма закомар перекликалась с завершением богатых наличников окон. Богатый декор не заслонял архитектоники здания благодаря крупному масштабу форм и строгому отбору элементов. Все было продумано, выверено. Пластичность объема подчеркивало и цветовое решение. Белый цвет декоративных деталей на фоне цветовых плоскостей стен, золото куполов, шатра и полей ширинок и закомар - все это придавало храму жизнеутверждающий, праздничный характер. Образ Богородицы, расположенный на центральной грани апсиды, четко читался издалека на золотом фоне. Внутри храм был очень светлым. Окна первого яруса были бoльшими, а подкупольное пространство освещалось восемью окнами барабана. Стены были расписаны образами святых, посвящены жизни Богородицы. В этом отдаленном от столицы уголке, среди деревень и лесов, храм производил не меньшее впечатление, чем Спас-на-крови в Петербурге. Храм ныне находится в состоянии руин. По своим достоинствам он заслуживает быть восстановленным и поставленным под охрану»

Теперь ссылки о нашей церкви Покрова Божией матери.

http://www.petergen.com/bovkalo/kl/spblvychelobok.html - тут штатное расписание.

http://www.regionavt.ru/cards/listalt.php?dc=12 – база данных «Регионавтики»
http://www.proza.ru/2009/12/19/1031 - исследование о храмах Лужского района, про наш храм в п.39
http://www.countrysite.spb.ru/ISS/Luga1.htm#15 – тут тоже история церкви п.15

http://sobory.ru/photo/index.html?photo=11956
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8F%20%D0%92%D1%8B%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%BA%20%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C%20%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0&stype=image – современные фотографии наших руин




А это - послевоенный бабы Дунин дом. Родовой замок!

Tags: о наших деревенских, про семью, религия
Subscribe

  • Время не линейно

    Делала с Максом уроки по русскому. Для меня это самое трудное, потому что я никогда в школе не могла понять ни одного правила по русскому. Я не…

  • Как называется зять сестры?

    Ну, этот вот зять сестры насмешил. Взрослый мужик, скоро полвека будет отмечать, работает врачом в больнице. Казалось бы? Но тут струхнул. Говорит:…

  • Началась 3 четверть...

    И опять уроки, уроки, кружки, занятия... Уже просто для себя и ребёнка, потому что на отметки никак никакие усилия не влияют. Всё равно двойки. Решим…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments